Например в аккумулятор FNB-31 можно установить два полимерных аккумулятора размером типоразмера 804050 (80×40×5 мм) с напряжением ⎓3,7 В и ёмкостью 1800 мА/ч. Соединив их последовательно, получим напряжение ⎓7,4 В и ёмкость 1800 мА/ч вместо штатных ⎓4,8 В × 600 мА/ч.
В корпус аккумуляторов FNB-33/-35/-38 можно поместить сразу три 3,8 В литий-ионных аккумулятора EB535163LU ёмкостью 2300 мА/ч, предназначенного для смартфона Samsung Galaxy Grand GT-I9082. Естественно аккумуляторы объединены в батарею с помощью PCM-контроллера заряда/разряда, подключенного в свою очередь к штатному контроллеру аккумуляторного отсека. Напряжение батареи получается ⎓12,6 В при полностью заряженных аккумуляторах и ⎓9,6 В при разряженных. Размеры одного аккумулятора EB535163LU: 63×50×5,3 мм.
При этом на штатной плате контроллера аккумулятора FNB-33/-35/-38 предварительно следует заменить установленный линейный стабилизатор напряжения, иначе от перенапряжения (⎓12,6 В) он тут же перегреется и сгорит. Данный стабилизатор с обвесом из двух резисторов и 6 (7) конденсаторов необходим для определения радиостанцией типа подключенного аккумулятора: FNB-31, FNB-33, FNB-35 или FNB-38.
Схема электрическая приниципиальная для аккумуляторов Yaesu FNB-31, FNB-33, FNB-35 и FNB-38:
Описание:
Слева провода:
Е — на термопредохранители
Ж — на термопредохранители и на "+" аккумуляторов
И — на термопредохранители
Д — на "−" аккумуляторов
Сверху контакты:
BATT — вход "+" от зарядного устройства.
GND — вход "−" от зарядного устройства.
BATT SEL — выход "контроль напряжения" в зарядное устройство.
ADAPT — вход "+" сквозного питания в радиостанцию; используется автомобильным комплектом PA-10A.
Пятачки:
BATT — выход "+" в радиостанцию.
GND — выход "−" в радиостанцию.
BATT SEL — выход "контроль напряжения" в радиостанцию.
ADAPT — вход "+" сквозного питания в радиостанцию; используется автомобильным комплектом PA-10A.
Внешний вид платы аккумуляторов Yaesu FNB-31:
Внешний вид платы аккумуляторов Yaesu FNB-38:
В аккумуляторах FNB-31, FNB-33, FNB-35 и FNB-38 напряжение с выхода стабилизатора через резистор R1 (его номинал различен для каждого из типов аккумуляторов) подаётся на вход "BATT SEL" радиостанции. Дальше сигнал через запирающий диод (на плате CONTACT UNIT) подаётся на одноимённый вход "BATT SEL" CPU1. Также, напряжение с выхода стабилизатора через резистор R2 (его номинал различен для каждого из типов аккумуляторов) подаётся на вход "BATT SEL" умного зарядного устройства CD-2, NC-50.
Важно: на вход "BATT SEL" радиостанции подавать напряжение более 3 В нельзя, иначе выйдет из строя CPU1.
В отсеке FBA-14 для батареек какие-либо электронные компоненты отсутствуют. По отсутствию напряжения на входе "BATT SEL" радиостанция определяет, что сейчас подключен FBA-14.
Также радиостанция умеет понимать, что её установили в автомобильный адаптер PA-10A, который предназначен для питания радиостанции в автомобиле от прикуривателя. При установке радиостанции в адаптер PA-10A, радиостанция автоматически включает подсветку экрана и клавиатуры. Чтобы радиостанция могла понять, что её установили в адаптер PA-10A, на плате CONTACT UNIT радиостанции имеется аналог схемы, расположенной в аккумуляторах.
Так, в радиостанции FT-11R (см. стр. 4E Руководства по техническому обслуживанию Yaesu FT-11R) установлен стабилизатор Q5001 наименованием RN5RL30AA-TR (маркирован как "OC"; Uвх до 18 В; Uвых 2,92…3,075 В; Iвых = 50 мА) в корпусе SOT-23. При подаче напряжения с выхода адаптера PA-10A на вход аккумулятора "ADAPT", и напряжении на входе стабилизатора 9,6 В, на выходе будет 3,06 В. Выход стабилизатора подключен к линии "BAT SEL", идущей к CPU, через резистор R5004 номиналом 22 кОм и запирающую диодную сборку D5001 наименованием EA400C04F.
В радиостанции же FT-51R (см. стр. 4F-1 Руководства по техническому обслуживанию Yaesu FT-51R) установлен стабилизатор Q6001 наименованием S-81227SG (маркирован как "QF"; Uвх до 18 В; Uвых = 2,7 В ±2,4%; Iвых = 100 мА) в корпусе SOT-23. При подаче напряжения с выхода адаптера PA-10A на вход аккумулятора "ADAPT", напряжение подаётся непосредственно на вход стабилизатора S-81230SG-QB. Напряжение с выхода стабилизатора через запирающий диод D6003 наименованием MA111 и резистор R6001 номиналом 10 кОм подаётся на линию "BAT SEL", идущей к CPU1 на плате CNTL UNIT.
В аккумуляторе FNB-31 при напряжении на входе стабилизатора (маркирован как "PB") равным 5,0 В, на выходе после резистора R1 будет 3,8 В. При сильно разряженном аккумуляторе при напряжении на входе стабилизатора равным 3,5 В, на выходе после резистора R1 будет 3,0 В.
В аккумуляторе FNB-38 при напряжении на входе стабилизатора (маркирован как "0C") равным 9,6 В, на выходе стабилизатора будет 4,6 В, а после резистора R1 — 4,5 В. При сильно разряженном аккумуляторе при напряжении на входе стабилизатора равным 4,7 В, на выходе стабилизатора будет 3,0 В, а после резистора R1 — 2,6 В.
Маркировке "0C" в корпусе SOT89 (SC-62) соответствует линейный стабилизатор напряжения (LDO) MC78LC30HT1 (Uвх = 2,5…12 В; Uвых = 3,0 В ±2,5%; Iвых = 80 мА). Его цоколёвка такая: вывод 1 — GND, вывод 2 — IN, вывод 3 — OUT. Эта цоколёвка не совпадает ни с 78L05, ни с ASM1117, поэтому эти широко распространённые стабилизаторы не подходят.
Возможными заменами стабилизатора MC78LC30HT1 могут быть следующие линейные стабилизаторы в корпусе SOT-89-3:
- RH5RL30AA-T1 (Uвх = 4…12 В; Uвых = 3,0 В ±0,1%; Iвых = 150 мА; ток потребления 1,1 мкА).
- SCI7710YDA (Uвх = 6…15 В; Uвых = 3,0 В ±0,5%; Iвых = 50 мА; ток потребления 2,0 мкА).
В тоже время на форуме qrz.ru UA9OMW для контроллера акб. FNB-31 применил стабилизатор SCI7710YLA (Uвх = 5…15 В; Uвых = 2,45…2,75 В ±0,5%; Iвых = 30 мА; ток потребления 2,0 мкА), т.к. посчитал, что на вход "BATT SEL" автомобильного быстрого зарядного устройства CD-2 должно поступать 2,4 В, ибо при подаче 3,3 В зарядка аккумулятора не осуществлялась. - S-81230SGUP-DQB (Uвх = 4…16 В; Uвых = 3,0 В ±2%; Iвых = 100 мА; ток потребления 2,0 мкА).
- ME6208A30PG (Uвх = 4…18 В; Uвых = 3,0 В ±2%; Iвых = 250 мА; ток потребления 3,0 мкА).
Если при замене элементов в аккумуляторе FNB-38 планируется замена штатных элементов на два литий-ионных (или литий-полимерных) аккумулятора с общим напряжением ⎓7,4 В, то помимо стабилизатора MC78LC30HT1, можно применить RH5RL30AA-T1, SCI7710YDA, S-81230SGUP-DQB, ME6208A30PG.
Если планируется замена штатных элементов на три литий-ионных (или литий-полимерных) аккумулятора с общим напряжением ⎓12,6 В, то ни MC78LC30HT1, ни RH5RL30AA-T1 не подойдут — мгновенно выйдут из строя, т.к. рассчитаны максимум на 12 В входного напряжения. В данном случае подойдут SCI7710YDA, S-81230SGUP-DQB, ME6208A30PG — они рассчитаны, как минимум, на 15 В.